[854] После падения Самарии и включения территории десяти израильских племен в ассирийские владения под властью Езекии остались земли племен Иуды и Вениамина с городом Иерусалимом.
[855] Синахериб (705-681 гг. до н. э.), сын Саргона Ассирийского. Иосиф Флавий не обратил внимания на действия Езекии, послужившие поводом для похода ассирийцев на израильтян, отмеченные в Четвертой книге Царств (18:7-8); "И отложился от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Он (Езекия) поразил филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города". Предвидя неизбежное военное столкновение Ассирии с Египтом, Езекия и предпринял поход против ассирийских вассалов - филистимлян, в первую очередь против правителя города Экрона, Пади. Подробности случившегося сохранились в анналах Синахериба о его походе в Палестину в 701 г. до н. э.: "Наместники и цари Экрона, которые Пади, своего царя, союзника Ассирии, бросили в железные цепи и выдали Езекии-иудею, совершив враждебность, грех и злодеяние, испугались и призвали к себе царей Египта ... несчетную рать, и те пришли им на помощь".
[856] В летописи Синахериба об этом сказано так: "А [что касается] Езекии-иудея, который не склонился под иго мое, [то] я окружил и завоевал приступом боевых машин и натиском таранов, боем пехоты, подкопами ... 46 городов его могучих, крепостей и мелкие селения, что в их окрестностях, которым нет числа. 200 150 человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот без числа я вывел из них и счел добычей. Его самого, подобно птице в клетке, я запер внутри Иерусалима, его столицы. И воздвиг против него укрепления и превратил выход из города в мерзость для него".
[857] По сведениям ассирийской летописи, Езекия уплатил намного больше: " [Езекия] послал вслед за мною в Ниневию, город моего владычества, посольство с 30 талантами золота, 800 талантами отборного серебра, сурьмою, украшениями, большими кусками сердолика, ложами из слоновой кости, креслами из слоновой кости, слоновыми кожами, слоновой костью, кленовой древесиной, самшитовой древесиной, пестрыми льняными одеждами, фиолетовым пурпуром, красным пурпуром, бронзовой и железной утварью, медью, свинцом, железом, колесницами ... боевой утварью, которой нет числа, вместе со своими дочерьми, наложницами своего дворца, певцами и певицами, отправил для отдачи дани и исполнения своего рабства".
[858] В этом случае Рапсак не личное имя, а придворный титул, производное от вавилонских "рабу" - "великий, значительный, большой" и "саг" - "голова". Иосиф Флавий прочитал как собственные имена и два последующих титула, приведенные в Четвертой книге Царств (18:17),-- "Тартан" и "Рабсарис". Второе является производным от упомянутого выше "рабу" и "Шарри" - "царский", т. е.-- "Великий царя". Первое, "тартан",-- библейская передача вавилонского придворного титула "тарденну" - главнокомандующий, второй после царя военный чин в государстве.
[859] В славянском переводе Библии (4 Цар. 18:18) Иоах назван "дееписателем".
[860] В библейском тексте - "трость".
[861] В Четвертой книге Царств (18:26) - не "по-сирийски", а "по-арамейски".
[862] Это древнейший известный по письменным источникам пример пропаганды перед войсками противника.
[863] Пелузий - город в Нижнем Египте, в восточной части дельты Нила, традиционные ворота в страну из Передней Азии.
[864] Настоящее имя - Тахарка; его носили несколько эфиопских царей, но они жили на поколение позже.
[865] Геродот. II, 141.
[866] Имя этого бога у Геродота - Сетос, созвучно имени египетского бога Сета, бога пустыни, бури и войны.
[867] В условиях Египта ассирийцы широко применяли подвластные им воинские контингенты из аравийских стран.
[868] У Геродота Синахериб - "царь арабов и ассирийцев".
[869] о Беросе см. выше I, 3, 6 с прим. Мышь у древних семитов была символом чумы.
[870] В этом месте греческий текст испорчен и предложенный перевод ненадежен. (Перев.)
[871] В 682 или 681 г. до н. э. Синахериб определил своим наследником Асархаддона, одного из своих младших сыновей. Немалую роль при этом сыграла царица Закуту, сирийка по происхождению, любимая жена царя, мать Асархаддона.
[872] Это Адармелик (Адармелех) и Шарру-уцур (Шарецер); недовольные решением царя и отца лишить их прав на престол, они сначала мирно воздействовали на Синахериба, но, не без колебаний, тот им отказал, и пролилась кровь.
[873] В Библии (4 Цар. 19:37, Ис. 37:38), покушение свершилось в храме "Нисроха", т. е. Нинурты - бога успешной войны, отождествлявшегося с планетой Сатурн.
[874] В Библии - "убежали в землю Араратскую".
[875] В Библии - "Асардан". Это - Асархаддон, правивший с 681 по 669 г. до н. э.
[876] Ср.: 4 Цар. 18:13-36; 19:1-37; 2 Пар. 32:1-4, 20-22 и Ис. 36:1-21, 37:1-38.
[877] См. ниже, 11-ю главу настоящей книги.
[878] В Четвертой книге Царств (20:12) он назван "Беродах Баладан, царь вавилонский", тогда как у Исаии (39:1) он упоминается под именем "Меродах Валадан". Это Мардук-апла-иддин II, первоначально халдейский вождь; захватил власть в Вавилоне и царствовал с 722 по 710 г. до н. э. Был низвергнут Саргоном Ассирийским в 710 г. до н. э. Вновь захватил верховную власть в Вавилоне в 703 г. до н. э. и сразу же послал упомянутое посольство к Езекии в Иерусалим. После египетского похода Синахериба, в 702 г. до н. э., разбил союзные вавилоно-эламские войска в битве при г. Кише, после чего Мардук-апла-иддин бежал в Элам, где вскоре скончался.
[879] В основу рассказанного в этой главе положено содержание Четвертой книги Царств (20:1-19), Второй книги Паралипоменон (32:24 и 31) и Книга пророка Исаии (38:1-22 и 39:1-8).
[880] В Библии - Хефциба.
[881] об этом во Второй книге Паралипоменон (33:11) сказано: "И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы, и оковали его цепями, и отвели его в город Вавилон". По завещанию Асархаддона, его наследник Ашшурбанипал короновал своего младшего брата Шамаш-шум-укина вавилонским и халдейским царем. Пленение Манассии, вероятнее всего, связано с восстанием Шамаш-шум-укина в 653 - 647 гг. до н. э., создавшего в борьбе против верховной власти брата мощную коалицию, в которую входили и цари Восточного Средиземноморья.
[882] Содержание этой главы является авторским пересказом Четвертой книги Царств (21:1-16) и Второй книги Паралипоменон (33:1-11).
[883] В отличие от современного смысла этого слова в древнем Риме так именовали двух выборных должностных лиц, ведавших проведением ценза, т. е. Оценки имущества граждан для налогообложения.
[884] В Четвертой книге Царств (22:8) так переданы слова первосвященника: "Книгу закона я нашел в доме Господнем". Во Второй книге Паралипоменон (34:14) сказано: "...священник нашел книгу закона Господня, данную рукой Моисея". Очевидно, что эта книга, получившая название "Второзаконие" и включавшая совершенно новые установления, была специально положена в храмовую сокровищницу инициаторами описанной выше реформы и якобы случайно найдена там. Это дало основание отнести окончательную редакцию кн. Второзаконие к 20-м годам VII в. до н. э.
[885] Здесь греческий текст плохо сохранился и после слова "пророк" стоит "Ахиан", и, возможно, здесь указание на пророка Ахию, или Иадона, о котором упоминалось выше (VIII, 8, 5). (Перев.)
[886] В основу содержания этой главы положены Четвертая книга Царств (21:19-22; 20:3-20; 23) и Вторая книга Паралипоменон (33:21-35:19).
[887] Это Нехо - фараон XXII династии египетских фараонов (610-594 гг. до н. э.).
[888] В 612 г. до н. э. Объединенные войска мидян и вавилонян взяли приступом и разрушили столицу ассирийской державы Ниневию. Однако уцелела значительная часть ассирийской знати, возглавившая боеспособные контингенты ассирийской армии и продолжившая борьбу в окрестностях г. Харрана в северо-западной Месопотамии. Сюда и устремился Нехо - верный союзник еще полностью не сокрушенных ассирийцев.
[889] Это Мегиддо Септуагинты (ср.: Геродот. II, 159 и 2 Пар. 35:22), город в северной Палестине.
[890] Ср.: 2 Пар. 35:25.
[891] См. ниже, 7-ю главу настоящей книги.
[892] Город находится вблизи Елевтерополя. Ср. выше: IX, 5, 1.
[893] В 609 г. до н. э. Нехо и последний ассирийский царь Адппур-убаллит отступили под натиском вавилонян от Харрана, что означало окончательный крах Ассирии в мировой истории. Нехо и остатки ассирийского войска отступили в Сирию и расположились близ Хамата.
[894] В Библии (4 Цар. 23:33) - "в Ривле, земле Емафской".
[895] Вероятно, это Арума Книги Судей (9:41). (Перев.)
[896] Ср.: 4 Цар. 23:20-37 и 2 Пар. 35:20-36:5.
[897] Сын Набопаласара, ассирийского наместника в Вавилонии, провозгласившего независимость страны и ставшего первым царем Ново-Вавилонского царства. В 607 г. до н. э. Набопаласар назначил своего наследника Навуходоносора главнокомандующим армии.
[898] Т. е. Кархемыш - город в верхнем течении Евфрата, важнейший узел караванных путей между Месопотамией, Сирией и Малой Азией.
[899] Битва под Кархемышем, имевшая место весной 605 г. до н. э., остается одним из наиболее значительных сражений древнего мира.
[900] Царь Иоаким отдал вавилонянам часть дорогих сосудов из Иерусалимского храма и как заложников знатных иудейских юношей.
[901] В известной Вавилонской хронике, где рассказано о войне Вавилонии с Ассирией и последовавших затем походах Навуходоносора II, сообщено, что в 597 г. до н. э. вавилонский царь "осадил город Иудеи (т. е. Иерусалим) ... захватил город и взял в плен царя. Он назначил туда царя, который был ему по сердцу, получил тяжелую подать и послал ее в Вавилон..."
[902] Ср.: 4 Цар. 24:1-7; 2 Пар. 36:5-8; Иер. 1:3; 36:1-32; 46:1- 28; Дан. 1:1-2.
[903] Эти события имели место в 595 г. до н. э.
[904] Т. е. Навуходоносора. (Перев.)
[905] После смерти египетского фараона Нехо его преемник Псамметих II (594-588 гг. до н. э.) начал подготовку к новой войне с Вавилонией. Египетские эмиссары активизировали свою деятельность в Палестине и сопредельных странах. В 594 г. до н. э. в Иерусалиме тайно собрались послы царей государств Моава, Эдома, Аммона, Тира и Сидона для переговоров с иудейским царем Седекией о совместном выступлении против Вавилона. После этого иудейские послы отправились в Египет просить помощи у фараона.
[906] В 589 г. до н. э. началось восстание против Вавилонии в Иерусалиме, и вскоре Навуходоносор вместе с союзниками осадил Иерусалим. В эти дни в Египте умер фараон Псамметих II, и его преемник Априй (589-570 гг. до н. э.) направил армию и флот на помощь союзникам-иудеям. Прервав осаду Иерусалима, Навуходоносор оттеснил армию Априя к границам Египта.
[907] По Иеремии (32:1-16), пророк, будучи заключенным в темницу Седекией, публично оформил покупку у своего двоюродного брата участка земли в этом селении.
[908] Войска Навуходоносора возобновили осаду Иерусалима летом 587 г. до н. э.
[909] Большинство рукописей имеет следующий вариант: "Погрузившись по шею, пророк ... а народ обступил его". (Перев.)
[910] Ср.: 4 Цар. 24:10-20; 25:1-3; Иер. 32:1-29; 37; 38:4-27; 52:1-5. (Перев.)
[911] Более точна библейская транскрипция - Риала (Рибла); этот город находился на большой дороге из Вавилона в Палестину.
[912] Этих имен полководцев в Библии нет. Из вавилонских источников известно, что в числе полководцев, штурмовавших Иерусалим, был и будущий царь Нергал-шарру-уцур (Нериглиссар). Ср.: Иер. 39:3
[913] См. Иер. 32:4.
[914] См. Иез. 12:13.
[915] Это начальник царских телохранителей Набу-зер-иддин, который прибыл в Иерусалим спустя месяц после падения города.
[916] См. выше, VIII, 3, 5.
[917] Ср.: Иер. 52:3-11.
[918] Из Иеремии (37:21 и 38:13, 28) следует, что Седекия не вернул свободы пророку
[919] Возможно, здесь название местности искажено, так как по другим источникам оно неизвестно.
[920] Это случилось в 582 г. до н. э. Египтяне выдали упомянутому выше разрушителю Иерусалима Набу-зер-иддину укрывшихся в стране 745 иудеев.
[921] В основу рассказанного в этой главе легли данные Четвертой книги Царств (25:22) и Книги пророка Иеремии (52:16; 40:1-16; 41:1-43:7)
[922] В основу рассказанного положено содержание Книги пророка Даниила (1:1-20; 2:1-3:100 и 4:1-34)
[923] Мегасфен - советник Селевка I Никатора (311-281 гг. до н. э.), в 90-х гг. III в. до н. э. был отправлен послом к индийскому царю Чандрагупте (греч. Сандракотту), оставил описание Индии, сохранившееся только частично, главным образом у Страбона. Сведения о походах Навуходоносора у Мегасфена вымышлены и не подтверждаются документальными источниками.
[924] В древности так именовалась вся Африка.
[925] В этом случае синоним Испании.
[926] Это, вероятно, Диокл Пепарефский, живший не позже III в. до н. э. (Перев.)
[927] об этом писателе, кроме сказанного здесь, ничего неизвестно. (Перев.)
[928] В Четвертой книге Царств (25:27) и Книге пророка Иеремии (52:31) - "Евиль-меродах", вавилонское Авиль-Мардук (562-560 гг. до н. э.), старший сын Навуходоносора II.
[929] Нериглиссар (560-556 гг. до н. э.), халдей по происхождению, военачальник, выше упоминался как один из полководцев, штурмовавших Иерусалим в царствование Навуходоносора II. Совершил покушение на Авиль-Мардука, последний был убит. Был женат на дочери Навуходоносора II. Правил не сорок, а всего четыре года.
[930] Это Лабаши-Мардук, был отстранен от власти сторонниками вавилонской знати.
[931] Это Набонид; правил с мая 556 по октябрь 539 г. до н. э.
[932] Здесь явное недоразумение: Дарий не мидянин, а представитель персидского царского рода Ахеменидов и правил намного позднее Кира.
[933] Приведенные здесь слова - из арамейского, а не из греческого языка.
[934] Дословно "мене, мене, текел, упарасин" по-арамейски значит - "исчислен, исчислен, взвешен и разделен".
[935] Иосиф Флавий имеет здесь в виду Киаксара II, сына последнего мидийского царя Астиага (585-550 гг. до н. э.). Введение этой мифической личности в историческую канву основано, вероятно, исключительно на смутном воспоминании о том, что персидскому господству предшествовало мидийское владычество. Имя Астиага было забыто и его заменили очень распространенным персидским именем "Дарий". Вавилония никогда не находилась во власти мидян. (Перев.)
[936] Сатрапы (др.-перс. "ситраб") - в Древнем Иране наместник области (сатрапии), пользовавшийся неограниченной гражданской властью.
[937] Сузы (Шушан, греч. Хоасп) - древний город, столица Элама.
[938] В основу рассказанного в этой главе легли данные Четвертой книги Царств (25:27-30) и Книги пророка Даниила (5:1-6:28; 8:1-26).